Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия
Наш адрес: 410012, г. Саратов, ул. Университетская, 45/51. Географические координаты: широта 51.5382, долгота 46.0043
15 Октября 2019 года

Областная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года"

Архив для скачивания файла: Загрузить


(выдержка, с полным текстом можно ознакомиться, скачав файл по ссылке)

Приложение 25
к Закону
Саратовской области
"Об областных целевых программах"


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ
КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА
"

(в ред. Закона Саратовской области
от 16.12.2008 N 335-ЗСО,
постановлений Правительства Саратовской области
от 01.04.2009 N 113-П, от 09.09.2009 N 454-П,
от 03.08.2010 N 353-П, от 30.08.2010 N 405-П,
от 16.11.2010 N 572-П, от 02.12.2010 N 606-П)


Паспорт
областной целевой программы
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов
как национального достояния Саратовской области
на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года"


Наименование Программы - областная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель  сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на  2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" (далее  - Программа)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью области.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2005 году завершилось действие федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы" и областной целевой программы "Обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Саратовской области на 2002 - 2005 годы".
Реализация мероприятий указанных программ позволила несколько приостановить снижение и стабилизировать почвенное плодородие, предотвратить выбытие земель из сельхозоборота, обеспечить прирост сельхозпродукции, улучшить социально-экономические и экологические условия жизни населения, создать дополнительно рабочие места. На реализацию всего комплекса намеченных мероприятий на 2002 - 2005 годы предусматривалось направить 5151,3 млн. рублей (в ценах 2001 года).
Средний валовой сбор зерна за пять лет составил 3924,2 тыс. тонн, что на 600 тыс. тонн превышает показатель 2001 года.
Учеными и селекционерами за последние годы созданы уникальные сорта, обладающие пластичностью, устойчивые к неблагоприятным погодным условиям, болезням сельскохозяйственных культур. Экономическая эффективность от их использования за счет экономии химических средств защиты растений и правильного распределения сортов в севообороте по подсчетам ежегодно составляет более 300 млн. рублей.
За 2002 - 2005 годы сельхозтоваропроизводителями области в рамках реализации указанной Программы приобретено 53,4 тыс. тонн минеральных удобрений. За истекший период внесено 6900,0 тыс. тонн органических удобрений. Гипсование и мелиоративная обработка солонцовых почв проведена на площади 7,8 тыс. га, известкование кислых почв - на 0,6 тыс. га. В целом по области сельхозтоваропроизводителями за 2002 - 2005 годы на реализацию Программы вложено более 800 млн. рублей.
Мелиоративное поле области составляет 257,3 тыс. га земель регулярного орошения, 32 тыс. га земель лиманного орошения, из них 25,3 тыс. га с инженерными сооружениями.
С орошаемых земель, занимающих три процента пашни, ежегодно получают 650 - 660 тыс. тонн условной сельхозпродукции, или десять процентов от всей продукции растениеводства.
В рамках реализации мероприятий указанной Программы средства выделялись прежде всего на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, сохранением производственной базы эксплуатационных организаций.
Проведена реконструкция орошаемых земель на площади 16,1 тыс. га, заменены 42 км поливных трубопроводов, проведена реконструкция Лебедевского, Екатериновского и Малоузенского водохранилищ. Построены водохранилища на р. Б. Узень у с. Александров Гай, с. Радуевка, на р. Кушум. Ведется строительство водохранилищ Новоузенское, Агафоновское, Чернопадинское, у с. Лобки. Проводятся работы по реконструкции Саратовского оросительно-обводнительного канала им. Е.Е. Алексеевского.
Продолжается строительство Варфоломеевского группового водопровода. Построено 126,4 км сельских разводящих и магистральных водопроводов, сданы очистные сооружения производительностью 12,5 тыс. куб. м в сутки в г. Новоузенске. Построено 12 противоэрозионных прудов, 54 артезианских скважины для питьевого водоснабжения. Лесные защитные насаждения созданы на площади более 4,3 тыс. га.
За 2002 - 2005 годы по Программе освоено и профинансировано 3055,0 млн. рублей, или 59 процентов, в том числе из федерального бюджета 1943,5 млн. рублей (86 процентов), из областного бюджета 344,5 млн. рублей (28 процентов) и привлекались средства землепользователей - 767,1 млн. рублей (46 процентов) (приложения 1, 2).
Принятые меры позволили увеличить полив сельскохозяйственных культур по сравнению с 2001 годом на 50 тыс. га, производство сельскохозяйственной продукции с орошаемых земель увеличилось в два раза.
Но цели, определенные Программой на 2002 - 2005 годы, не достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных целей явилось недостаточное и несвоевременное финансирование мероприятий из федерального бюджета, областного бюджета и недостаточное участие хозяйств - землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в АПК сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в этой сфере.
Продолжают действовать следующие негативные процессы:
дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;
уменьшение площади орошаемых земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1 - 3 т/га в год);
усиление процессов эрозии и опустынивания;
загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;
увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ.
Указанные негативные процессы приводят к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10 - 15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8 - 10 центнеров с гектара.
Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.
Исходя из социально-экологической политики области на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость разработки настоящей Программы. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.
В систему комплексных мер включены:
агрохимические мероприятия;
гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия;
агролесомелиоративные мероприятия;
совершенствование землеустройства;
информационное обеспечение Программы;
научное обеспечение Программы.

2. Основные цели и задачи, сроки
и этапы реализации Программы

Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, создание необходимых условий для устойчивого и эффективного функционирования АПК области, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и создание благоприятной сферы жизнедеятельности сельских жителей области.
Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в АПК области. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства земли.
Исходя из целей Программы определены следующие основные задачи:
обеспечение условий для сохранения и воспроизводства плодородия почв;
предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства;
улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных зон области;
увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для предотвращения спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий, работ по строительству и реконструкции оросительных систем, реконструкции и восстановлению орошаемых земель, выполнение мероприятий по подаче воды на полив сельскохозяйственных культур, заполнение рыбохозяйственных водоемов, на сельскохозяйственные нужды сельским поселениям, по мелиорации рыбохозяйственных водоемов.
Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.
Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер.
В Программе предусмотрены средства, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, сохранением производственной базы эксплуатационных организаций, а также на известкование и гипсование солонцовых почв.
Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики области. При этом предусмотренные в ней мероприятия не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.
Сроки реализации Программы - 2006 - 2012 годы. При этом реализация программных мероприятий и подведение итогов намечается ежегодно.

3. Система (перечень) программных мероприятий

Система мероприятий, предусмотренных Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли, сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния области.
Комплекс мер воздействия на сохранение и восстановление плодородия почв включают в себя:
агрохимические мероприятия;
гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия;
агролесомелиоративные мероприятия.

3.1. Земельные ресурсы и их состояние

В Саратовской области по состоянию на 1 января 2005 года общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 8046,3 тыс. га, или 95 процентов к уровню 1990 года, пашни - 5694,0 тыс. га, или 90 процентов, посевной площади - 3682,2 тыс. га, или 66 процентов. На 1 января 2008 года общая площадь сельскохозяйственных угодий увеличилась на 427 тыс. га и составляет 8473,3 тыс. га, или 105 процентов к уровню 2005 года, площадь пашни - 5699,1 тыс. га, или 100 процентов (приложения 3, 4).
В настоящее время на сельскохозяйственных угодьях наблюдается заметное увеличение солонцовых и кислых почв, а также почв с низким содержанием фосфора, подверженных засухам, эрозии и дефляции, влиянию других негативных процессов.
Отсутствие систематического ежегодного мониторинга качественного состояния сельхозугодий не позволяет анализировать и регулировать эти процессы. Необходим переход от пятилетнего к ежегодному обследованию качественного состояния сельскохозяйственных земель.
По данным агрохимической службы области, 2622,9 тыс. га пашни (48 процентов) характеризуется низким содержанием гумуса, 1495,0 тыс. га (28 процентов) - дефицитом фосфора и 168,8 тыс. га (3 процента) - калия. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по области составляет 0,2 т/га.
Начиная с 1995 года наблюдается устойчивый отрицательный баланс питательных веществ в почве, величина которого изменилась с 41 кг (1995 - 1999 годы) до 63 кг (2000 - 2004 годы) действующего вещества/га.
Основные причины деградации земель сельскохозяйственного назначения связаны с социально-экономическими, организационно-хозяйственными и природными факторами, к числу которых относятся:
недооценка роли комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в повышении продуктивности земель;
отсутствие адаптивно-ландшафтного подхода к организации территории землепользования (природопользования) с научно обоснованными ограничениями на антропогенную нагрузку, что определяет целостность и сбалансированность функционирования агроландшафтов, их экологическую устойчивость и предупреждение развития процессов деградации природной среды;
недостаточность информационно-аналитического обеспечения при использовании земельных ресурсов;
не в полном объеме использование достижений научно-технического прогресса при проведении работ по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия;
недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства в целом и в первую очередь мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель.
Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства и природной среды свидетельствуют о том, что основные тенденции ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли будут сохраняться, если не принять действенных мер по их стабилизации и устранению.

3.2. Агрохимические мероприятия

3.2.1. Мониторинг плодородия, агрохимическое
и эколого-токсикологическое обследование земель
сельскохозяйственного назначения

Основными задачами мониторинга почвенного плодородия являются:
своевременное выявление изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий;
оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель сельскохозяйственного назначения;
агрохимическое и агроэкологическое обследование сельскохозяйственных угодий (прежде всего пашни) и разработка на основании результатов обследований рекомендаций по применению средств химизации и проектно-технологической документации на выполнение отдельных видов агрохимических и мелиоративных работ;
внесение минеральных и органических удобрений для регулирования баланса питательных веществ в земледелии;
химическая мелиорация почв, включая известкование кислых почв, фосфотирование почв с низким естественным плодородием, гипсование засоленных почв, мелиоративная обработка солонцов;
проведение научных исследований по проблемам оптимизации минерального питания сельскохозяйственных растений и эффективного использования агрохимических ресурсов при обеспечении экологической безопасности и экономической целесообразности хозяйственной деятельности.
На основе мониторинга и НИОКР будет отслеживаться динамика почвенного плодородия.
Агрохимическое обследование дополняется эколого-токсикологическим обследованием сельскохозяйственных угодий на содержание в почве ксенобиотиков (приложение 5).
В итоге за семь лет будут обследованы почти все посевные площади пашни, все площади многолетних насаждений и часть (30 процентов) кормовых угодий. Результаты агрохимического обследования станут надежной информационной базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению удобрений и химических мелиорантов.

3.2.2. Оценка выноса из почв питательных веществ
с урожаем сельскохозяйственных культур

При расчете прогнозных объемов агрохимических мероприятий на 2006 - 2012 годы учтены потенциально возможные объемы производства сельскохозяйственной продукции к 2012 году по нормативам выноса из почв элементов питания сельскохозяйственными культурами (основная и побочная продукция) в расчете на одну тонну урожая.
Вынос питательных веществ из почв при объемах производства сельскохозяйственной продукции составит 615,8 тыс. тонн азота, фосфора, калия. Естественно, такой значительный вынос питательных веществ требует обязательной компенсации (приложение 6).
Для сохранения плодородия почв часть отчуждаемых с урожаем питательных веществ обязательно должна быть возвращена в почву с удобрениями. В приложении 7 к настоящей Программе приведены средневзвешенные коэффициенты обязательного возмещения выноса фосфора и калия с учетом данных агрохимического обследования о запасах питательных веществ.
Определенная часть азота поступает в растения за счет биологического азота. В приложении 8 к настоящей Программе приведены оценки потребности земель сельскохозяйственного назначения в минеральных удобрениях на 2012 год.
Расчеты показывают, что при таком развитии сельскохозяйственного производства достигается почти бездефицитный баланс по азоту и фосфору и вполне допустимый по калию.
Согласно результатам агрохимического обследования площади пашни по содержанию основных элементов питания, гумуса и степени кислотности почв распределились следующим образом:







Назад в раздел


banfcpzhil.jpg


     
Министерство сельского хозяйства Саратовской области
© 2006-2013. Все права защищены.
Портал разработан
2013